30 ноября 2021 года Верховная Рада 255 голосами «за» приняла законопроект № 5600 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений» во втором чтении и в целом как Закон.
По результатам голосования все правки, кроме правок 97, 144, 155 и 156, на подтверждении которых настаивали народные депутаты, были поддержаны.
Информационное управление Аппарата ВР сообщило, что изменения касаются, в частности, общих вопросов администрирования налогов, налогов на прибыль предприятий, доходов физических лиц, добавленной стоимости, акцизных и экологических налогов, рентной платы, платы за землю, условий пребывания на упрощенной системе налогообложения.
На сайте ВР отметили, что Законом предусмотрено, в частности:
В части администрирования налогов:
урегулированы процессуальные вопросы о праве контролирующего органа на обращение в суд за установлением временного ограничения в праве выезда руководителя юридического лица, в частности:
— установлено как основание для обращения контролирующего органа в суд неуплата налогоплательщиком в течение 240 дней налогового долга;
— определены основания для отмены такого запрета: кроме погашения долга добавлено изменение руководителя должника, или в случае начала судебных процедур по делам о банкротстве в отношении такого должника;
— предусмотрено ведение Реестра руководителей налогоплательщиков-должников для оперативного получения соответствующей информации налогоплательщиками;
— четко прописана процедура принятия судом соответствующего решения, в том числе предусмотрено право на апелляционное и кассационное обжалование такого решения.
В целях более эффективного администрирования местных налогов на контролирующий орган возложена обязанность раскрытия информации органам местного самоуправления также и о физических лицах должниках (сейчас раскрывается информация только о юридических). Уточнено в профильном законодательстве, что предоставление информации о должниках физических лицах органам местного самоуправления не считается распространением персональных данных и разглашением конфиденциальной информации.
Предоставлено право как налогоплательщику, так и контролирующему органу во время проверок открыто осуществлять звукозапись, фото-, видеофиксацию и соответственно использовать такие записи как основание для выводов акта проверки.
- Относительно налога на прибыль:
— усовершенствован механизм списания убытков крупными плательщикам налога на прибыль, а именно: убытки учитываются до полного их погашения, но частями по 50% ежегодно. Если оставшаяся сумма убытков составит до 10% от финрезультата, то такие убытки учитываются в полном объеме. Первым отчетным периодом станет 2022 год;
— корректировка финансового результата на суммы безвозвратной финпомощи применяется только теми плательщиками, которые включили такую помощь в расходы и предоставили ее связанному лицу, задекларировавшему за истекший период убытки;
— освобождена от налогообложения прибыль производителей домашней птицы. Однако из перечня домашней птицы исключено выращивание кур;
— установлено, что до 1 января 2024 налоговое обязательство по налогу на прибыль зависит от оплаты отгруженной электроэнергии.
В части минимального налогового обязательства:
— льгота относительно освобождения от НДФЛ доходов по реализации собственновыращенной продукции зависит не от размера земельного участка, а от размера полученного дохода и предоставляется, когда размер дохода не превышает 12 размеров минимальной заработной платы. (В пп. 165.1.24 заменена льгота относительно освобождения доходов, полученных со 2 га на льготу, имеющую денежное выражение дохода 12 МЗП);
— физическим лицам, которым земельные участки принадлежат на праве собственности или пользования, контролирующий орган не будет начислять минимальное налоговое обязательство (МНС) на земельные участки, которые на 01.01.2022 года находились в пределах населенных пунктов;
— порядок зачисления уплаченных налогов в счет МНС дифференцирован между сельхозтоваропроизводителями и не сельхозтоваропроизводителями;
— для обеспечения справедливости начисления МНС по земельным участкам государственной и негосударственной формы собственности предусмотрено зачисление в счет уплаты МНС только 20% арендной платы за земельные участки, принадлежащие к государственной или коммунальной собственности (в первом чтении предлагалось зачислять полностью).
- В части местных налогов:
добавлен механизм администрирования взимания платы за землю в части уже существующего с момента принятия НКУ объекта налогообложения — земельной доли (пая), а именно расширены источники информации, на основании которых может быть начислен налог, добавлены данные государственного реестра вещных прав, предоставление непосредственно плательщиком документов на долю пай или получения от органов местного самоуправления информации о принятии решения о выделении земельной доли пай в натуре на местности.
- В части налогообложения налогом на добавленную стоимость:
— изменены сроки относительно включения в налоговый кредит зарегистрированных НН до 365 календарных дней;
— временно до 01.01.2026 г. вводится кассовый метод учета для поставки электроэнергии;
— распространен кассовый метод также на поставку жилищно-коммунальных услуг, в пределах которых начисляется плата за абонентское обслуживание;
— приведены в соответствие коды УКТ ВЭД в новую редакцию Таможенного тарифа Украины;
— освобождены от НДС вторые и последующие поставки табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, для которых установлены максимальные розничные цены;
— продлены до 01.01.2025 г. льготы относительно рассрочки НДС при ввозе оборудования.
- В части налога на доходы физических лиц:
— предусмотрено обложение операций по продаже третьего и более объектов недвижимого имущества по ставке 18% от чистого дохода. При этом такая ставка не распространяется на продажу имущества, полученного по наследству;
— предусмотрено, что по ставке 0% может облагаться налогом продажа земельного участка с/х назначения, непосредственно полученного налогоплательщиком в собственность в процессе приватизации земель государственных КСП, или приватизации земельных участков, находившихся в пользовании такого плательщика, или выделенного в натуре (на местности) собственнику земельной доли (пая), а также таких земельных участков, полученных налогоплательщиком по наследству;
— освобожден от НДФЛ доход в виде социальных услуг, предоставляемых согласно Закону Украины «О социальных услугах» предоставлятелями таких услуг;
— предусмотрено, что контролирующий орган не может в целях подтверждения расходов требовать информацию у налогоплательщиков, содержащуюся в базах, доступ к которым он располагает;
— право на налоговую скидку в части расходов на обучение и лечение предоставлено также опекуну, попечителю, приемным родителям, родителям-воспитателям;
— предусмотрено, что НДФЛ от продажи электрической энергии, производимой из альтернативных источников энергии генерирующими установками, уплачивается в соответствующий бюджет по местонахождению установок;
— предусмотрено, что к затратам на приобретение инвестиционного актива приравнивается его стоимость, задекларированная во время одноразового декларирования. Также предоставлено право на уменьшение дохода от операций с третьей продажей движимого/недвижимого имущества (облагаемого налогом по 18%) и операций с имущественными правами (то есть получении активов через их погашение) на сумму задекларированной стоимости таких активов во время налоговой амнистии;
— включены в состав расходов ФЛП расходы на платежи в пользу организаций коллективного управления, в соответствии с Законом Украины «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав»;
— право на включение расходов в помощь медицинским учреждениям в полном объеме в налоговую скидку распространено также на 2021 и 2022 год.